Аналитическая статья — это материал, содержащий анализ фактов, на основе которых автор делает выводы по теме, указывая собственное мнение и отношение к предмету, явлению либо ситуации. Текст напоминает исследование, где необходимо написать, что изучается, какие методы применяются.

Что такое аналитическая статья
Аналитическая статья относится к публицистическому жанру. Основная задача материала – проанализировать факты на заданную тематику, сделать выводы и, если необходимо, дать практические рекомендации.
Тексты могут охватывать направления в политической, экономической, социальной и других сферах, а также давать читателям повод для размышлений. Например, покупать продукт (товар, услугу) либо нет.
Типы аналитических статей
Существует следующие разновидности аналитического контента:
- Расширенное исследование с прогнозом. Это работа, где автор масштабно рассматривает проблему, акцентируя внимание на важности и актуальности анализа, говорит о сценарии развития ситуации. Такие статьи особенно предпочитают финансовые бизнес-аналитики. Например, темой может быть: «Что ожидает доллар в ближайшем будущем?». Тогда в тексте затрагиваются события внешней и внутренней политики, цитируются мнения специалистов, а вывод представляется как ответ на вопрос, т. е. упадет либо нет американская валюта.
- Краткое исследование с глубоким прогнозом. Это статья, в которой акцент делается на развитие событий. В качестве примера можно привести тему: «Исследование показало, что семейные пары, совместно проводящие выходные дни, чувствуют себя счастливее людей, предпочитающих уединение». Далее по тексту идут предположения, насколько улучшатся отношения, если ежедневно интересоваться жизнью своей половинки, совместно ужинать, гулять.
- Простое исследование. Автору не требуется делать конкретные выводы и предположения. Имеется исследование и результаты, а что следует из них, каждый решает самостоятельно. Такой прием интересен, поскольку дает аудитории повод задуматься, а материал становится предметом изучения и основой для создания статей другими аналитиками. Недостаток – читатель часто приходит к противоположным выводам.
Жанр статьи может иметь как строгий новостной формат, так и несерьезное исследование с долей юмора.

Принципы написания
При работе над аналитической статьей для сайта важно придерживаться критериев:
- Опыт. Чтобы написать аналитическую статью, важно браться только за темы, в которых автор хорошо разбирается и владеет терминологией. Например, нужно иметь жизненный опыт, профильное образование либо обладать хорошими знаниями для проработки материала. Незнание специфики и искажение информации профессионалы обнаружат быстро, что скажется на репутации автора и доверии к сайту, на котором опубликован текст.
- Достоверность. При подборе фактов для анализа, не нужно ограничиваться обзором 2-3 сайтов из ТОПа поисковой выдачи на аналогичную тематику. На ресурсах может публиковаться непроверенная информация, что скажется на репутации автора. Лучше обратиться к данным, которые размещены на первоисточниках. Например, если при написании статьи ссылаться на сведения Федеральной службы государственной статистики, публикующей на официальном сайте отчеты, это придаст материалу солидности и вызовет доверие у целевой аудитории.
- Экспертное мнение. Задействуя в аналитической статье материалы из профессиональной литературы, не стоит полагаться на рецензии других авторов, даже если информация выглядит объективной. Рекомендуется изучить сведения самостоятельно, а не перефразировать чужие мнения. Желательно найти известных экспертов по теме и взять интервью. Минимум – ознакомиться с выводами специалистов и понять, на чем основываются предположения. Качественная аналитика может включать несколько экспертных мнений, дополняющих либо опровергающих друг друга.

Чтобы написать аналитическую статью, нужно учесть несколько важных пунктов:
- Цель. Перед написанием материала автор должен знать, к каким выводам нужно подвести аудиторию.
- Логика. При работе над материалом не стоит запутывать читателя. Аргументы в аналитической статье подчиняются законам логики, поэтому текст должен быть простым и последовательным, не содержать ложных высказываний.
- Наглядность. Чтобы сделать контент читабельнее и доступнее, рекомендуется включать в статью таблицы, изображения, графики, примеры.
- Эмоции. Выражать личное отношение к теме нужно в заключительной части статьи, поскольку порицание либо одобрение фактов может настроить аудиторию негативно. Когда человек самостоятельно сделает выводы, тогда читателя заинтересует мнение автора.
Аналитическая статья – это не научный труд, а материал, предназначенный широкой целевой аудитории. Хотя текст и нужно писать четко и официально, придерживаясь делового стиля и не применяя лирических описаний, взаимодействовать с читателями лучше на понятном языке, не употребляя сложные термины без расшифровки. Нужно стараться донести содержание не только для узких специалистов, но и неподготовленного читателя с учетом возраста и компетенции пользователей, вызывая при чтении интерес вступить в дискуссию либо задуматься о написанном.

Структура
Структура аналитической статьи схожа с информационными текстами, но имеет классическое строение научных исследований, напоминая дипломную, курсовую работу либо реферат:
- Заголовок. Должен быть информативным и соответствовать стилю изложения. Допускаются вопросы, например: «На чем зарабатывают банки в России?», «Чего ожидать отечественной промышленности?». Заголовки из бульварных журналов и газет по типу: «Куда смотрел водитель трамвая…» и другие креативные названия не заинтересуют читателей профессиональной литературы.
- Лид. Это обязательная вступительная часть, в которой озвучивается тема, обозначается суть проблемы (почему важно решить, что заставило автора обратить внимание) и присутствует краткое перечисление фактов, необходимых для анализа. Блок настраивает читателя на серьезное восприятие и показывает важность контента. Если проводить аналогию с научным трудом, лид раскрывает актуальность темы.
- Основная часть. В блоке происходит изложение фактов (кто или что доказывает актуальность поднятого вопроса), при анализе которых важно помнить, что цель статьи – не новизна темы, а поиск и обнаружение закономерностей. Чем яснее автор выстраивает логическую цепочку, связывая данные воедино, тем проще убедить аудиторию в правильности выводов. Каждый факт исследуется детально и рассматривается с разных сторон. Чаще исследуются несколько точек зрения, иногда противоположных друг другу, чтобы избежать субъективности. Анализ содержит гипотезы и доказательства, преимущества и недостатки решений, которые предлагают специалисты.
- Вывод. Заключительная часть несет основную нагрузку. Блок содержит вывод, к которому приходит автор, и прогноз с учетом анализа фактов.
Предположение, что аналитические статьи лишены объективности, неверное. Качественный материал предполагает, что автор обладает компетентностью, имеет право на высказывание личного мнения.
Текст должен хорошо читаться, для чего статью нужно структурировать и разбивать на блоки. Важные блоки лучше выделять в виде цитат, сносок. Это позволит подвести читателя к правильным выводам. Хотя иногда материал пишется с целью вызвать резонанс и разделить целевую аудиторию на группы, у которых складывается разное мнение. Такие статьи обеспечивают повышенное внимание к автору и заказчику.

Какие навыки необходимы копирайтеру-аналитику
Кроме знания языка и умения ясно выражать мысли, копирайтеру нужно:
- детально изучать тему;
- иметь широкий кругозор;
- быть лояльным, непредвзято и уважительно относиться к другим мнениям;
- делать заключения и брать ответственность за выводы.
Чтобы получить качественную аналитическую статью, заказчик не должен настаивать на указании выгодных заключений. При работе копирайтер обязан опираться на достоверные и подкрепленные доказательствами факты, чтобы не дезинформировать и не вводить в заблуждение аудитории. В результате повышается репутация автора и уровень доверия к сайту, что сказывается на продвижении проекта.
Аналитическим копирайтерам важно знать мнения экспертов, которые не заинтересованы в конкретной точке зрения, что позволит добиться объективности анализа. Грамотный материал интересен и актуален, поскольку представляет собой эксперимент либо миниатюрное расследование, где могут участвовать читатели. К такому формату и необходимо стремиться при написании контента.